Скрытая запись разговора
4 Мая 2018

Скрытая запись разговора

Скрытая запись телефонных разговоров —довольно распространенное явление, особенно в сфере корпоративного общения. Задачи, которые преследует скрытая запись разнообразны, это и анализ качества обслуживания клиентов, контроль работы сотрудников и пр. Программа записи разговоров также выполняет функции резервного копирования информации, что позволяет в случае необходимости восстановить список контактов, содержание переписок и многие другие важные данные.

303.jpg

Функции программ скрытой записи разговоров различаются, но самые современные приложения предоставляют широкие возможности:

  • чтение СМС и переписки в социальных сетях;

  • архивация данных переписки;

  • создание резервных копий телефонных разговоров;

  • отчеты на e-mail о звонках и пр.

Запись телефонных разговоров может осуществляться тайно или открыто, когда участники разговоров предупреждены. Последний вариант часто используется на многоканальных линиях крупных компаний, которые оказывают те или иные услуги (банки, операторы сотовой связи, интернет-провайдеры и пр.). В таких случаях автоответчик всегда предупреждает абонентов о том, что ведется запись с целью улучшения качества обслуживания. Куда более сложным вопросом является скрытая запись разговоров без предупреждения сторон.

Правовые аспекты скрытой записи разговоров

Скрытая запись разговоров в основном производится по инициативе собственника бизнеса и службы безопасности. Цели такой записи обычно связаны с какими-то конкретными ситуациями, например, выявлением недобросовестных сотрудников.

Наиболее сложным вопросом здесь является законность подобных действий. В российском законодательстве нет норм, напрямую запрещающих вести запись разговора без согласия собеседника. Однако в Конституции РФ (ст. 23, ч.2) закреплено понятие тайны связи.

306.jpg

Тайна связи является неотъемлемым правом каждой личности на тайну телефонных разговоров и различных сообщений. Это право имеет приоритет над понятием коммерческой тайны, так как относится к категории прав человека. Нарушение этого права карается законом, а под нарушением понимается не ознакомление третьего лица с охраняемым разговором, а разглашение полученной информации кому-либо кроме участников диалога.

Таким образом, если тайна связи была нарушена, сотрудник, которого не известили о прослушивании выступает потерпевшей стороной и может предъявлять претензии владельцу компании в судебном порядке. Но реализовать прослушивание разговоров без подобных рисков все-таки можно и для этого не нужно письменное соглашение каждого сотрудника, хотя и такой формат приемлем.

Для того чтобы соблюсти законодательные нормы достаточно известить сотрудников о ведении записи. Это может быть прописано в договоре или обозначено любым другим способом. В таком случае, если никто из сотрудников не высказал протест, действует так называемая презумпция согласия.


Возврат к списку